Семейный проект 

«Безопасный пешеход начинается с детства»

 

Воспитатель

Голдобина Наталья Яковлевна

 

       Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, коллективный,

с участием родителей, инспектора ГИБДД.

 

Цель проекта: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения детского травматизма на дорогах, повышения компетентности педагогов и родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей.

 

Задачи проекта:

-формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге;

-прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, через информативно-поисковую деятельность;

- оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закрепление знаний о правилах дорожного движения посредством использования информационных технологий;

-создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;

-развивать познавательный интерес, умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом;

-активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей, родителей, общественности

 

Прогнозируемый результат:

-создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

-ребенок со сформированным безопасным поведением в дорожной среде и сознательным отношением к соблюдению правил дорожного движения;

 

-снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста путем повышения их уровня знаний правил дорожного движения;

-повышение компетентности родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей путем использования разных методов и приемов.

 

Срок реализации: сентябрь - ноябрь 2011 года, в рамках Всероссийскогопрофилактического мероприятия «Внимание – дети!»

 

Место события: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №45 «Росинка»

 

Участники проекта: дети старшей группы и подготовительной группы,  родители дошкольников, воспитатели МБДОУ, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, инспектор ГИБДД

 

       Актуальность проекта: данный проект разработан в силу особой актуальности, проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах города.В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20 000 получают травмы.

     Статистические данные об участии детей в ДТП, а также повышение качества обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. 

Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только  при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.

          Важно как можно раньше пробудить,  развить и повысить стремление к получению практических навыков пешеходного безопасного движения.

         Взрослым необходимо повышать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять.

         Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

          Первое воспитательное учреждение, первый несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее

 

развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

   Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

 

Проблема: ежегодно на дорогах нашей страны совершаются миллионы дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч  получают ранения и травмы. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения  в детском саду и семье. Сами родители  осознанно нарушают Правила дорожного движения при детях. У воспитанников сформированы знания о правилах дорожного движения, но не сформирован устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде. В образовательный процесс не включены активные формы взаимодействия всех субъектов: родителей, педагогов, детей – назрела необходимость внедрения проектного метода деятельности.

 

Новизна: система деятельности МБДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

 

Технология проекта: особенностью данного проекта является взаимодействие педагогов, родителей с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстаиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Эти методические

 

разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем  в данном направлении.

   Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми: воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.

 

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный 

2. Основной 

3. Заключительный 

 

 1-й подготовительный

 

содержание деятельности

сроки

ответственные

результаты

-Поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей прав безопасного поведения на дороге;

-разработка и накопление методических материалов, рекомендаций, советов

сентябрь

2011года

воспитатели

Содержание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей

-Пополнение предметно-развивающей среды:

-приобретение дорожных знаков, макетов светофора;

-приобретение нагрудных знаков;

-изготовление агитационных плакатов;

- оборудование своими руками транспортной игровой площадки «Маленький пешеход»

сентябрь

2011года

воспитатели,

администрация ДОУ, родители

Укрепление предметно-развивающей среды

-Анкетирование родителей по правилам дорожного движения «Я и мой ребёнок на дорогах города»;

- организация игрового абонемента для родителей по правилам дорожного движения в заочной форме, совместной деятельности: «Безопасные дороги детям»;

- проведение  родительского собрания

с участием инспектора ГИБДД на тему:

«Безопасность. Правила дорожного движения»

сентябрь

2011года

воспитатели

Систематизация знаний детей и их родителей по правилам дорожного движения

-Чтение художественной литературы по теме;

-рассматривание иллюстраций к ним;

-просмотр мультфильмов по художественным произведениям

сентябрь

2011года

воспитатели

Закрепление с детьми правил дорожного движения  через художественное слово

-Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

-совместные экскурсии по городу;

-конкурс совместных  рисунков «Дорога и я»;

октябрь

2011года

родители, дети под руководством воспитателей

 

Закрепление  детьми и родителями знаний по правилам дорожного движения

-Выпуск газеты «Калейдоскоп «Веселых ребят» на тему «Безопасность детей»

октябрь

2011года

воспитатели, родители

Информированность родителей

 

2-й основной

-Конкурс семейных газет на тему «Мой друг – светофор»;

 

 

-спортивный праздник с участием родителей,  детей и инспектора ГИБДД «Красный, желтый, зеленый»;

 

 

 

 

-создание макета «Микрорайона детского сада»

октябрь

2011года

воспитатели, родители,

муз. руководитель

 

родители и дети, инструктор по физической культуре, инспектор ГИБДД, воспитатели

 

родители и дети, воспитатели

 

 

 

Воспитание у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД, обогащение представлений родителей о необходимом багаже знаний правил дорожного движения детьми старшего дошкольного возраста

-Конкурс рисованного фильма

ноябрь

2011года

родители и дети, воспитатели

 

Закрепление знаний детей о поведении на дорогах улицы

-Развлечение по итогам проведения совместной деятельности «Уроки безопасности для Незнайки»

ноябрь

2011года

родители и дети, воспитатели

 

Обобщить  знания детей

о правилах дорожного

движения, правилах

поведения на дорогах

улицы;

 


3-й заключительный

 

-Выступление агитбригады

ноябрь

2011года

воспитатели, родители,

муз. руководитель

 

Закрепление знаний по ПДД у детей и их родителей

-Повторное анкетирование родителей по правилам дорожного движения «Я и мой ребёнок на дорогах города»

ноябрь

2011года

воспитатели,

родители

 

Итоги проведенной работы с родителями

- Выпуск устного журнала «Азбуку дорожную знать каждому положено»

ноябрь

2011года

педагог-психолог

Повышение компетентности родителей

-Мастер-класс для родителей на тему «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»

ноябрь

2011года

воспитатели,

родители

 

Просвещение родителей по профилактики дорожно-транспортного травматизма