Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по Правилам дорожного движения

«Азбуку дорожную знать каждому положено»

 в старшей группе 

 

Воспитатель Гончарова

                                                                                                          Марина Касимовна

 

Программное содержание:

- познакомить детей с транспортом специального назначения;

- уточнить  знания о правилах поведения на дороге, в автобусе, на остановке;

- закрепить знания о видах транспорта;

- формировать  умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-

  транспортной среде;

- совершенствовать умения детей соотносить размеры отдельных частей  конструкций с размерами предметов;

- развивать зрительную память, внимание,  любознательность;

- воспитывать сосредоточенность, интерес к окружающему.

Интеграция образовательных областей: «Познание, «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка»

Методические приёмы:

- психогимнастика «Я - здесь!»;

- игра «Назови одним словом»;

- музыкальное сопровождение «Звуки дороги»;

- сюрпризный момент – шары  (красный, желтый, зеленый) с письмом от Светофора;

- словесная игра: «Разрешается- запрещается»;

- сообщение воспитателя «А знаете ли вы…?»;

- игровое упражнение «Цветные ладошки»;

- решение дорожных ситуаций;

- игровые упражнения: «Узнай автомобиль», «Узнай знак»;

- проблемная игровая ситуация «Переход дороги».

Оборудование:

- мультимедийный проектор и экран;

- воздушные шары (красный, жёлтый, зелёный);

- письмо с заданиями от Светофора;

- музыкальное сопровождение «Звуки дороги»;

- макеты транспорта «Скорая помощь», « Пожарный автомобиль», «Милиция»;

- дорожные знаки «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход»:

- накидка на стульчики для игры «Автобус»;

- дорожные знаки (  «Пункт питания», «Телефон», «Пост ДПС» , «Больница», «Автозаправочная станция»);

- изображения дорожных ситуаций на каждого ребёнка;

- фломастеры красного цвета на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, фотографий с дорожными ситуациями;

- оформление коллекции «Виды транспорта»;

- целевые прогулки по городу, к проезжей части дороги;

- чтение художественной литературы на дорожную тематику;

- дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры по ПДД.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Звучит музыка «Звуки дороги».

1.     Психогимнастика «Я - здесь!».

Воспитатель:

- Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Я - здесь!»

У меня в руках необычная игрушка. Будем передавать её по кругу. У кого игрушка в руках, поднимает её вверх,  называет своё имя и говорить «Я -  здесь».

 (Марина Касимовна  – здесь, Сережа – здесь, Карина – здесь и т.д.)

- Возьмёмся все дружно за руки, улыбнёмся друг другу и скажем: Мы – здесь!

        Воспитатель:

- У всех прекрасное настроение!

 2. Сюрпризный момент.

(Звучит музыка, спускаются три шара (красный, жёлтый, зелёный с письмом от Светофора).

      Воспитатель:

- Интересно, кто прислал нам письмо?

      Дети:

- Я думаю Светофор. Я тоже считаю, что письмо прислал Светофор.

    Воспитатель:

- Давайте прочитаем письмо (воспитатель читает письмо)

   Воспитатель:

-Ребята, Светофор прислал интересные задания, которые мы должны с вами выполнить.

3.     Беседа.

Воспитатель:

 - Ребята, мы живём с вами в прекрасном городе. Как называется наш город?

    Дети:

 -Город Старый Оскол.

   Воспитатель:

 Какие микрорайоны вы знаете?

    Дети:

- Олимпийский, Королёва, Жукова, Солнечный, Восточный…

   Воспитатель:

- Какие виды транспорта вы знаете?

   Дети:

-Наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный.

 4. Словесная игра «Назови, одним словом».

    Воспитатель:

 - Светофор предлагает нам игру «Назови, одним словом»

- Я буду называть транспорт, а вы скажите, к какому виду он относится.

- Вертолёт, самолёт – это (воздушный транспорт).

- Лодка, катер – это (водный транспорт).

- Поезд, трамвай – это (железнодорожный транспорт).

 - Автобус, маршрутное такси – это (пассажирский транспорт).

 - Молодцы! Хорошо знаете разные виды транспорта.

5.     Сообщение воспитателя «Знаете ли вы…».  Презентация «Специальный транспорт»

Звучит музыка «Звуки дороги».

Воспитатель:

- Ребята Светофор просит вас ответить, какой транспорт называют специальным?

   Дети:

 - Я думаю, что это «Скорая помощь», «Милиция».

 - Я считаю, что это транспорт, у которого есть специальный сигнал.

    Воспитатель:

 - Да, ребята. На дорогах нашего города встречаются и специальные автомобили. Эти автомобили оборудованы специальным звуковым сигналом «сирена».

 Специальный транспорт – это «скорая помощь», пожарный автомобиль,

милиция (воспитатель прикрепляет предметные картинки на магнитную доску).

    Воспитатель:

- Ребята, а знаете ли вы, что автомобили специального назначения могут ехать на любой сигнал светофора. Водитель включает маячок и подаёт звуковой сигнал (прослушать запись сигнала). Пешеходы, услышав сигнал, должны сразу освободить проезжую часть, а другие автомобили должны пропустить специальный транспорт.

6. Игровое упражнение «Узнай автомобиль».

     Воспитатель:

- На столе стоят разные виды автомобилей. Покажите милицейский автомобиль.

     Дети:

- Это милицейский автомобиль.

    Воспитатель:

- Послушайте внимательно загадку и найдите отгадку.

                 Мчится огненной стрелой

                 Мчится вдоль автомобиль

                 И зальёт пожар любой

                 Смелая дружина.

      Дети:

- Это пожарный автомобиль (ребёнок показывает).

    Воспитатель:

- Внимательно послушайте стихотворение и скажите, о каком автомобиле в нём говорится.

                 Мимо автомобиль с красным крестом

                 На помощь к больному помчался бегом.

                 У этого автомобиля особенный цвет

                   Как будто халат белоснежный надет.

     Дети:

- Это «скорая помощь» ( ребёнок показывает).

    Воспитатель:

- Ребята, назовите одним словом:

 «Скорая помощь», пожарный автомобиль, милицейский автомобиль -  это

    Дети: - Специальный транспорт.

7.     Сюжетно- ролевая игра «Автобус»

Воспитатель:

- Ребята, Светофор спрашивает, как найти автобусную остановку.

     Дети:

- Остановку показывает дорожный знак.

Воспитатель:

- Найдите этот дорожный знак. Что этот знак обозначает?

    Дети:

- Это место остановки автобуса.

    Воспитатель:

- А вот и автобус. Давайте покатаемся в автобусе по городу. Водителем будет Витя.

Проходим в автобус, занимаем места.

- Водитель: «Осторожно! Двери закрываются. Автобус отправляется».

   Воспитатель:

- Чтобы нам было не скучно ехать, поиграем в игру «Разрешается- запрещается».        

- Играть и прыгать на остановке… (запрещается)

- Громко кричать на остановке…(запрещается)

- В автобусе вести себя спокойно…(разрешается)

- Уступать место старшим…(разрешается)

- Высовываться из окна…(запрещается)

- Уважать правила движения…(разрешается)

- Водитель: «Остановка – «Детский сад».

(Дети выходят из автобуса и подходят к пешеходному переходу)

8. Проблемно - игровая ситуация «Переход дороги».

     Воспитатель:

-Наш друг Светофор просит объяснить, как правильно переходить дорогу.

     Дети:

·        Дорогу надо переходить по пешеходному переходу;

·        Дорогу надо переходить спокойно, не бежать;

·        Нужно посмотреть по сторонам и, если нет автомобилей, то можно переходить дорогу;

·        Дорогу переходят на зелёный сигнал светофора;

·        Маленькие дети переходят дорогу только со взрослыми.

 Воспитатель:

 - Как узнать, где находится пешеходный переход?

      Дети:

 - Пешеходный переход можно узнать по знаку «Пешеходный переход».

 (дети переходят дорогу по пешеходному переходу)

  Воспитатель:  Молодцы! И с этим заданием мы справились.

              9. Дидактическая игра «Выбери нужный знак»

    Воспитатель:

- Ребята, а сейчас надо помочь Светофору разобраться в дорожных знаках.

    ( раскладываются  дорожные знаки).

·        Мы поехали отдыхать за город, захотели кушать, какой знак нам поможет найти столовую? («Пункт питания»)

У нас закончился бензин. По какому знаку определите, где его можно заправить? Автозаправочная станция»).

·        Нам срочно нужно позвонить, какой дорожный знак нам в этом поможет? («Телефон»)

      10. Игровое упражнение « Цветные ладошки».

Воспитатель:

 - Ребята, на улице много опасностей. Надо быть очень внимательными. И я предлагаю поиграть в игру «Цветные ладошки».

* Если подниму красную ладошку – нужно стоять и хлопать в ладоши.

* Если жёлтуюшагать на месте.

* Если зелёную – нужно двигаться, кружиться, танцевать

- Молодцы, в игре были внимательны. Я надеюсь, что вы будете грамотными пешеходами.

           11. Работа с карточками - решение дорожных ситуаций.

(дети выполняют задания, сидя за столами).

 Воспитатель:

-Ребята садитесь за столы. Светофор приготовил для всех карточки с дорожными ситуациями. Рассмотрите внимательно и обведите красным фломастером тех детей,

 которые нарушают правила дорожного движения,  объясните своё решение.

   Дети:

- Мальчики играют на проезжей части дороги, а этого делать нельзя. Играть можно на специальных игровых площадках.

- Мальчик перебегает дорогу перед автомобилем, а это очень опасно. Дорогу надо переходить по пешеходному переходу.

 - Ребенок выехал кататься на роликах на проезжую часть, это опасно. Кататься на роликах можно на детских игровых площадках.

 

12.  Конструирование из строительного материала    «Грузовые автомобили».

Воспитатель:

- У Светофора возникла проблема: есть груз, но нет транспорта, на котором его нужно перевести. Светофор предлагает построить разные грузовые

  автомобили.

(каждому ребёнку даётся разный по размеру груз и наборы конструктора).

Дети:

- Я построил автомобиль для перевозки мебели. Он имеет высокий крытый кузов.

- А у меня автомобиль для перевозки строительного материала. Кузов автомобиля длинный и крытый.

    Воспитатель:

- Молодцы, ребята.  Вы правильно выполнили все задания Светофора. Он дарит всем вам сувениры – наклейки. Мы надеемся, что вы  всегда будите помнить Правила дорожного движения.