Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по Правилам дорожного движения
«Азбуку дорожную знать каждому положено»
в старшей группе
Воспитатель Гончарова
Марина Касимовна
Программное содержание:
- познакомить детей с транспортом специального назначения;
- уточнить знания о правилах поведения на дороге, в автобусе, на остановке;
- закрепить знания о видах транспорта;
- формировать умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-
транспортной среде;
- совершенствовать умения детей соотносить размеры отдельных частей конструкций с размерами предметов;
- развивать зрительную память, внимание, любознательность;
- воспитывать сосредоточенность, интерес к окружающему.
Интеграция образовательных областей: «Познание, «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка»
Методические приёмы:
- психогимнастика «Я - здесь!»;
- игра «Назови одним словом»;
- музыкальное сопровождение «Звуки дороги»;
- сюрпризный момент – шары (красный, желтый, зеленый) с письмом от Светофора;
- словесная игра: «Разрешается- запрещается»;
- сообщение воспитателя «А знаете ли вы…?»;
- игровое упражнение «Цветные ладошки»;
- решение дорожных ситуаций;
- игровые упражнения: «Узнай автомобиль», «Узнай знак»;
- проблемная игровая ситуация «Переход дороги».
Оборудование:
- мультимедийный проектор и экран;
- воздушные шары (красный, жёлтый, зелёный);
- письмо с заданиями от Светофора;
- музыкальное сопровождение «Звуки дороги»;
- макеты транспорта «Скорая помощь», « Пожарный автомобиль», «Милиция»;
- дорожные знаки «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход»:
- накидка на стульчики для игры «Автобус»;
- дорожные знаки ( «Пункт питания», «Телефон», «Пост ДПС» , «Больница», «Автозаправочная станция»);
- изображения дорожных ситуаций на каждого ребёнка;
- фломастеры красного цвета на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, фотографий с дорожными ситуациями;
- оформление коллекции «Виды транспорта»;
- целевые прогулки по городу, к проезжей части дороги;
- чтение художественной литературы на дорожную тематику;
- дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры по ПДД.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Звучит музыка «Звуки дороги».
1. Психогимнастика «Я - здесь!».
Воспитатель:
- Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Я - здесь!»
У меня в руках необычная игрушка. Будем передавать её по кругу. У кого игрушка в руках, поднимает её вверх, называет своё имя и говорить «Я - здесь».
(Марина Касимовна – здесь, Сережа – здесь, Карина – здесь и т.д.)
- Возьмёмся все дружно за руки, улыбнёмся друг другу и скажем: Мы – здесь!
Воспитатель:
- У всех прекрасное настроение!
2. Сюрпризный момент.
(Звучит музыка, спускаются три шара (красный, жёлтый, зелёный с письмом от Светофора).
Воспитатель:
- Интересно, кто прислал нам письмо?
Дети:
- Я думаю Светофор. Я тоже считаю, что письмо прислал Светофор.
Воспитатель:
- Давайте прочитаем письмо (воспитатель читает письмо)
Воспитатель:
-Ребята, Светофор прислал интересные задания, которые мы должны с вами выполнить.
3. Беседа.
Воспитатель:
- Ребята, мы живём с вами в прекрасном городе. Как называется наш город?
Дети:
-Город Старый Оскол.
Воспитатель:
Какие микрорайоны вы знаете?
Дети:
- Олимпийский, Королёва, Жукова, Солнечный, Восточный…
Воспитатель:
- Какие виды транспорта вы знаете?
Дети:
-Наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный.
4. Словесная игра «Назови, одним словом».
Воспитатель:
- Светофор предлагает нам игру «Назови, одним словом»
- Я буду называть транспорт, а вы скажите, к какому виду он относится.
- Вертолёт, самолёт – это (воздушный транспорт).
- Лодка, катер – это (водный транспорт).
- Поезд, трамвай – это (железнодорожный транспорт).
- Автобус, маршрутное такси – это (пассажирский транспорт).
- Молодцы! Хорошо знаете разные виды транспорта.
5. Сообщение воспитателя «Знаете ли вы…». Презентация «Специальный транспорт»
Звучит музыка «Звуки дороги».
Воспитатель:
- Ребята Светофор просит вас ответить, какой транспорт называют специальным?
Дети:
- Я думаю, что это «Скорая помощь», «Милиция».
- Я считаю, что это транспорт, у которого есть специальный сигнал.
Воспитатель:
- Да, ребята. На дорогах нашего города встречаются и специальные автомобили. Эти автомобили оборудованы специальным звуковым сигналом «сирена».
Специальный транспорт – это «скорая помощь», пожарный автомобиль,
милиция (воспитатель прикрепляет предметные картинки на магнитную доску).
Воспитатель:
- Ребята, а знаете ли вы, что автомобили специального назначения могут ехать на любой сигнал светофора. Водитель включает маячок и подаёт звуковой сигнал (прослушать запись сигнала). Пешеходы, услышав сигнал, должны сразу освободить проезжую часть, а другие автомобили должны пропустить специальный транспорт.
6. Игровое упражнение «Узнай автомобиль».
Воспитатель:
- На столе стоят разные виды автомобилей. Покажите милицейский автомобиль.
Дети:
- Это милицейский автомобиль.
Воспитатель:
- Послушайте внимательно загадку и найдите отгадку.
Мчится огненной стрелой
Мчится вдоль автомобиль
И зальёт пожар любой
Смелая дружина.
Дети:
- Это пожарный автомобиль (ребёнок показывает).
Воспитатель:
- Внимательно послушайте стихотворение и скажите, о каком автомобиле в нём говорится.
Мимо автомобиль с красным крестом
На помощь к больному помчался бегом.
У этого автомобиля особенный цвет
Как будто халат белоснежный надет.
Дети:
- Это «скорая помощь» ( ребёнок показывает).
Воспитатель:
- Ребята, назовите одним словом:
«Скорая помощь», пожарный автомобиль, милицейский автомобиль - это
Дети: - Специальный транспорт.
7. Сюжетно- ролевая игра «Автобус»
Воспитатель:
- Ребята, Светофор спрашивает, как найти автобусную остановку.
Дети:
- Остановку показывает дорожный знак.
Воспитатель:
- Найдите этот дорожный знак. Что этот знак обозначает?
Дети:
- Это место остановки автобуса.
Воспитатель:
- А вот и автобус. Давайте покатаемся в автобусе по городу. Водителем будет Витя.
Проходим в автобус, занимаем места.
- Водитель: «Осторожно! Двери закрываются. Автобус отправляется».
Воспитатель:
- Чтобы нам было не скучно ехать, поиграем в игру «Разрешается- запрещается».
- Играть и прыгать на остановке… (запрещается)
- Громко кричать на остановке…(запрещается)
- В автобусе вести себя спокойно…(разрешается)
- Уступать место старшим…(разрешается)
- Высовываться из окна…(запрещается)
- Уважать правила движения…(разрешается)
- Водитель: «Остановка – «Детский сад».
(Дети выходят из автобуса и подходят к пешеходному переходу)
8. Проблемно - игровая ситуация «Переход дороги».
Воспитатель:
-Наш друг Светофор просит объяснить, как правильно переходить дорогу.
Дети:
· Дорогу надо переходить по пешеходному переходу;
· Дорогу надо переходить спокойно, не бежать;
· Нужно посмотреть по сторонам и, если нет автомобилей, то можно переходить дорогу;
· Дорогу переходят на зелёный сигнал светофора;
· Маленькие дети переходят дорогу только со взрослыми.
Воспитатель:
- Как узнать, где находится пешеходный переход?
Дети:
- Пешеходный переход можно узнать по знаку «Пешеходный переход».
(дети переходят дорогу по пешеходному переходу)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием мы справились.
9. Дидактическая игра «Выбери нужный знак»
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас надо помочь Светофору разобраться в дорожных знаках.
( раскладываются дорожные знаки).
· Мы поехали отдыхать за город, захотели кушать, какой знак нам поможет найти столовую? («Пункт питания»)
У нас закончился бензин. По какому знаку определите, где его можно заправить? («Автозаправочная станция»).
· Нам срочно нужно позвонить, какой дорожный знак нам в этом поможет? («Телефон»)
10. Игровое упражнение « Цветные ладошки».
Воспитатель:
- Ребята, на улице много опасностей. Надо быть очень внимательными. И я предлагаю поиграть в игру «Цветные ладошки».
* Если подниму красную ладошку – нужно стоять и хлопать в ладоши.
* Если жёлтую – шагать на месте.
* Если зелёную – нужно двигаться, кружиться, танцевать
- Молодцы, в игре были внимательны. Я надеюсь, что вы будете грамотными пешеходами.
11. Работа с карточками - решение дорожных ситуаций.
(дети выполняют задания, сидя за столами).
Воспитатель:
-Ребята садитесь за столы. Светофор приготовил для всех карточки с дорожными ситуациями. Рассмотрите внимательно и обведите красным фломастером тех детей,
которые нарушают правила дорожного движения, объясните своё решение.
Дети:
- Мальчики играют на проезжей части дороги, а этого делать нельзя. Играть можно на специальных игровых площадках.
- Мальчик перебегает дорогу перед автомобилем, а это очень опасно. Дорогу надо переходить по пешеходному переходу.
- Ребенок выехал кататься на роликах на проезжую часть, это опасно. Кататься на роликах можно на детских игровых площадках.
12. Конструирование из строительного материала «Грузовые автомобили».
Воспитатель:
- У Светофора возникла проблема: есть груз, но нет транспорта, на котором его нужно перевести. Светофор предлагает построить разные грузовые
автомобили.
(каждому ребёнку даётся разный по размеру груз и наборы конструктора).
Дети:
- Я построил автомобиль для перевозки мебели. Он имеет высокий крытый кузов.
- А у меня автомобиль для перевозки строительного материала. Кузов автомобиля длинный и крытый.
Воспитатель:
-
Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили
все задания Светофора. Он дарит всем вам сувениры – наклейки. Мы надеемся, что
вы всегда будите помнить Правила
дорожного движения.