Конспект  

непосредственно образовательной деятельности

«Путешествие в Автоград»

с участием инспектора ГИБДД

  (старший  возраст) 

Воспитатель

Абакшина Ольга Николаевна

 

ЦЕЛЬ:  Формирование у детей старшего дошкольного возраста практических навыков безопасного поведения на дороге.

 

Задачи:

-  закрепить с детьми Правила дорожной безопасности;

- продолжать учить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге;

- формировать самостоятельность и ответственность в действиях ребенка на дороге;

- упражнять детей в умении ориентироваться относительно элементов дороги, транспортных средств;

- расширить знания детей о специальном транспорте;

- совершенствовать игровые умения детей;

- развивать внимательность, наблюдательность, память;

- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения;

- воспитывать культуру поведения на дороге и в общественном транспорте.

 

Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Музыка»

Интеграция видов детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская.

 

Методические приемы:

  • проблемно-игровая  ситуация «Перекресток»;
  • игровой прием «Минутка безопасности»;
  • настольная игра «Правила дорожного движения»;
  • решение дорожных ситуаций;
  • беседа о видах транспорта;
  • загадывание загадок о специальном транспорте;
  • встреча- беседа с интересными людьми;
  • сюжетно-ролевая игра «Пассажиры автобуса»;
  • использование наглядных пособий (дорожные знаки), атрибутики;
  • использование информационных технологий;
  • музыкальное сопровождение.

 

Предварительная работа:

  • рассматривание сюжетных картинок;
  • игры на макете дороги с перекрестком;
  • рассматривание тематических альбомов «Виды транспорта», «Дорожные знаки»;
  • дидактические игры: «Угадай, какой знак», «Что показывает регулировщик», «Виды транспорта», «Найди и назови»;
  • компьютерные игры «Проложи маршрут»;
  • проведение цикла целевых прогулок «Пешеходный переход», «Перекресток», «Светофор»;
  • чтение художественной литературы по ПДД;
  • сюжетно-ролевые игры «Дорожное движение»;
  • решение логических задач по дорожной ситуации.

 

Оборудование: кепки и галстуки для детей, атрибуты к макету «Перекресток»; дорожные знаки, жезл регулировщика;  ноутбуки с  игрой «Правила дорожного движения» - 5 шт.; мультимедийный проектор, экран; спецавтомобили: пожарный, скорая помощь, милиции; атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Пассажиры автобуса»; шары цветные; музыкальное сопровождение «Берегись автомобиля», «Веселые путешественники», «Звуки и шумы дороги».

 

Оформление помещения: зал украшен шарами красного, желтого и зеленого цвета; яркие вывески: АВТОГРАД, кафе «Дорожное»,  яркие дома из конструктора «ЛЕГО», супермаркет, автомастерская, автозаправочная станция, модель автобуса.

  

Ход непосредственно образовательной деятельности

 

Дети в специальных кепочках и галстуках красного, желтого и зеленого цвета входят в зал (звучит музыка из кинофильма «Берегись автомобиля!»).

Воспитатель:

- Добрый день,  ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня у нас в детском саду гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свое хорошее настроение и  улыбки.

 

I.   Вступительная беседа.

     Воспитатель:

 - Ребята, мы живем в красивом городе с зелеными улицами   и микрорайонами. По дорогам движутся  разные автомобили. Они мчатся на большой скорости. Закройте глаза и прислушайтесь к звукам дороги. (Звучит шум и звуки дороги)

Закон дороги, который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, когда пешеход идет через дорогу, как ему вздумается, не соблюдая правил. Ведь дорога таит в себе много опасностей.

Правила дорожные эти

Нужно знать не понаслышке

И учить их не слегка,

А всерьез - наверняка!

Ведь только  постоянное соблюдение правил  позволяет нам  быть уверенным на дороге. И тогда любая дорога станет для вас – Доброй Дорогой Детства!

 Сейчас я приглашаю вас  на добрую дорогу в наш «Автоград»!


II .  Проблемная игровая ситуация«Перекресток» (в зале макет перекрестка со светофорами и пешеходными дорожками)

 

Воспитатель:

- Ребята, обратите внимание на этот участок дороги.

-  Как называется место пересечения дорог?

Дети:

- Место пересечения дорог называется – перекрестком.

Воспитатель:

 - А какие бывают перекрестки?

Дети:

- Перекрестки бывают регулируемые со светофором или регулировщиком, и нерегулируемые.

Воспитатель:

- Вот и первая проблемная игровая ситуация «Перекресток».

Ребята, посмотрите на внешние атрибуты, выберите себе роль.

Ваша задача: выбрать безопасный маршрут движения и в соответствии с выбранной ролью отправиться в пункт назначения.

 

(Дошкольники распределяют роли, надевают спец. форму и играют, соблюдая правила дорожного движения: магазин, автомастерская, автозаправка, водители грузовых и легковых автомобилей)

 

Воспитатель:

- Стоп! Проведем «Минутку безопасности»:

- Вот ты, Ангелина, чтобы добраться до магазина, где переходила дорогу?

Дети:

-  Я переходила дорогу по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора.

Воспитатель:

- А где еще можно перейти дорогу?

Дети:

-  Дорогу можно перейти еще по подземному  и надземному переходу.

 Воспитатель:

- А как вы считаете, какой переход более безопасный?

Дети:

- Я считаю, что подземный  и надземный переход более безопасный, потому что там  автомобилей нет.

Воспитатель:

- А ты, Женя, на что обращаешь внимание, двигаясь по проезжей части на автомобиле?

Дети:

- Когда я еду на автомобиле, то обращаю внимание на сигналы светофора и дорожные знаки.

Воспитатель:

- А вот ты, Денис, знаешь на какой сигнал светофора, что должен делать  пешеход?

Дети:

- Когда горит на светофоре красный сигнал с человечком то движение запрещено, а  зеленый человечек – движение разрешено.

  

Воспитатель:

- Ребята, переходить дорогу на перекрестке нужно особенно осторожно. А почему?

Дети:

- Переходить дорогу на перекрестке нужно особенно осторожно  потому, что  здесь автомобили поворачивают с одной дороги на другую.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Вы правильно переходили дорогу, интересно обыграли свои роли.

Но  на дороге может быть много различных ситуаций и надо всегда принять правильное решение.

 

III.   Игра  «Правила дорожного движения»

Воспитатель:

-  И вот сейчас я предлагаю поиграть в  игру «Правила дорожного движения»

Перед вами на экране ноутбука  картинки  с изображением  микрорайона, где проживают ваши герои. Каждому из них необходимо отправиться в разные места микрорайона. И вы должны для них выбрать самый безопасный маршрут, не нарушая правил дорожного движения.

Ребята за 1 и 3 столом  обдумывают маршрут движения мамы с коляской от дома до  детского сада.

Дети:

- Я выхожу из дома, иду по тротуару до овощного магазина,  подхожу к  пешеходному переходу, сначала смотрю налево, потом направо и, оценив обстановку,  перехожу по пешеходному переходу, дальше иду по тротуару до детского сада.

Воспитатель:

- За 2 и 4 столом  - мальчик отправляется из своего дома в школу.

Дети:

- Я выхожу из дома, иду по тротуару до овощного магазина, подхожу к  пешеходному переходу, сначала смотрю налево, потом направо и, оценив обстановку, перехожу дорогу по пешеходному переходу, и дальше иду по тротуару до детского сада, затем перехожу дорогу по пешеходному переходу  только на зеленый сигнал светофора и иду по тротуару до школы.

Воспитатель:

- За 5 столом вы  решили покататься на велосипедах.

Дети:

 - Я  выхожу из дома и катаюсь на велосипеде только во дворе, на дорогу не выезжаю.  

Воспитатель:

- Здорово, ребята, я очень рада, что  каждый вас принял правильное решение.

 

IV.  Дидактическая игра «Ожившие знаки»

Воспитатель:

- Ребята, а я знаю лучших друзей водителей и пешеходов – это дорожные знаки.  Они помогают нам ориентироваться на дороге.

И  сейчас мы с вами поиграем в  дидактическую игру  «Ожившие знаки».

- Каждый из вас берет любой  дорожный знак, образовываем круг и выбираем водящего (считалка). У водящего в руках жезл, он вращается по кругу, остановившись, указывает на ребенка, который показывает знак и отвечает: какой это знак, что обозначает?

Дети:

-  Это предписывающий знак – Пешеходная дорожка – здесь пешеходам ходить можно и нужно. Это знак особых предписаний – Пешеходный переход.  Запрещающий знак – Движение пешеходов запрещено  и т.д.

Воспитатель:

- Теперь я за вас спокойна. Вы  знаете дорожные знаки и научите своих сестер, братьев, а может и родителей.

 

VИгровая ситуация  «Дорожное кафе»

Воспитатель:

- По нашим дорогам движется много различных автомобилей, они спешат доставить людей на работу, завезти продукты в магазин.

 - Какие виды  наземного транспорта вы знаете?

Дети:

- Грузовой, легковой, пассажирский  и  специальный.

 Воспитатель:

- А какие автомобили относятся к специальному транспорту?

Дети:

- К специальному транспорту относится пожарный автомобиль, автомобиль скорой помощи, милиции, МЧС.

Воспитатель:

- А по каким признакам можно отличить эти автомобили от обычных?

Дети:

 - На крыше спецавтомобилей есть мигающий фонарь (проблесковые маячки), и когда они едут, то подают специальные звуковые сигналы.

 

Воспитатель:

 

Если вдруг беда случится,

К нам специальный транспорт мчится!

 

 - Ребята управляют такими автомобилями опытные водители. От их мастерства зависит спасение жизни людей, сохранение имущества.

И сегодня, в нашем дорожном кафе у нас встреча  с интересными людьми.  Давайте с ними познакомимся: … (воспитатель представляет гостей)

1.Водитель «скорой помощи»:

-  Ребята, послушайте стихотворение и скажите водителем какого автомобиля я являюсь?

 

   Мимо автомобиль с красным крестом

На помощь больному помчался бегом.

                У этого автомобиля особенный цвет,

Как будто халат белоснежный надет.

Дети: Вы являетесь водителем «скорой помощи».

Водитель:

- Правильно! Посмотрите на экран мультимедийного проектора – вот так выглядит мой автомобиль.

Случается, что на дороге или на производстве произошла авария, пострадали люди; или человеку стало плохо на улице, дома, на работе.   В таких случаях вы вызываете «скорую помощь» - звоните по номеру «03». И я, как водитель, мгновенно должен оценить обстановку, быстро доставить врача к  пациенту, а затем если нужно, то доставить больного в больницу. И  мне очень хочется, чтобы все водители и пешеходы помогали нам, пропускали «скорую помощь»!

 

2.Водитель пожарного автомобиля

- А сейчас постарайтесь ответить,  водителем, какого автомобиля являюсь я:

 

На автомобиле ярко-красном

Мчимся мы вперед.

Труд тяжелый и опасный

Нас, пожарных, ждет!

 

Дети: Вы являетесь водителем пожарного автомобиля.

Водитель:  - Молодцы! Посмотрите на экран мультимедийного проектора – вот так выглядит мой автомобиль.

Профессия водителя пожарного автомобиля нужная, но при этом  трудная и ответственная. Я везу бригаду пожарных к месту возгорания.

 

Чтобы затушить бушующее пламя, мы заливаем водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами». Еще  пожар можно тушить специальной пеной. С помощью высокой складной лестницы мы пробираемся в горящие здания, спасаем людей. А еще я должен хорошо знать схему проезда в  нашем городе, чтобы быстро добраться до места пожара. Пожарный автомобиль, спеша на помощь к людям, может проехать на любой сигнал светофора. А вы ребята должны переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора.

 

3. Водитель автомобиля ДПС, инспектор ГИБДД:

- А я водитель,  какого автомобиля?

А вот и автомобиль белого цвета с синей полосой.

Я в милиции служу! Я с милицией дружу!

 

Водитель:

- Я водитель автомобиля ДПС, инспектор ГИБДД. Посмотрите на экран мультимедийного проектора – вот так выглядит мой автомобиль.

Я слежу за соблюдением правил дорожного движения, как водителями, так и пешеходами.

 Но в  течение дня водители  проезжают  большие расстояния, им приходится следить за дорожными знаками, разметкой на дороге, поэтому они  устают, внимание к концу дня ослабевает. От пешеходов требуется совсем немного, лишь точно выполнять Правила дорожного движения. Этим вы окажите водителям большую помощь в их напряженной работе, а себя убережете от опасности.

 

Воспитатель:

- Мы  благодарим  всех  гостей нашего дорожного кафе…

Дети:

- И хотим пожелать, чтобы вы всегда быстро приезжали к людям и успевали оказать  помощь, а они вам за это сказали «спасибо»!

И дарим вам наши рисунки.

 

VI.  Сюжетно -ролевая игра «Пассажиры автобуса».

   Воспитатель:

- Ребята, а в нашем «Автограде» есть еще и пассажирский транспорт.

- Назовите, что относится к пассажирскому транспорту?

Дети:

- К пассажирскому транспорту относятся: автобусы, трамваи, троллейбусы, маршрутное такси.

     Воспитатель:

 - А вот и  автобус. Я предлагаю отправиться на автобусе в детский сад.

Мальчик: Я буду водителем автобуса, а вы пассажиры.

 

(Пассажиры стоят на остановке)

Мальчик- водитель: Двери открываются, проходите, пожалуйста. Осторожно двери закрываются!

 

Дети:  Мы готовы отправляться в путь!

 

Воспитатель:

- Стоп! Проведем «Минутку безопасности»:

- А вы знаете правила поведения  в автобусе?

 

 Дети:

                            - Уступать в транспорте место старшим.

                            - Не разговаривать и не отвлекать водителя.

                            - Нельзя грызть семечки и сорить.

                            - Входить и выходить из автобуса спокойно, не толкаясь.

                            - Лучше сидеть в автобусе, но если нет места, то в проходе держаться за поручни.

                            - Нельзя становится ногами на сиденье.

                            - Нельзя высовывать руку из окна.

Воспитатель:

- А где нужно ожидать автобус?

Дети:

- На специально отведенных местах, остановках.

Воспитатель:

- С  какой стороны нужно обходить автобус?

Дети:

-  Нужно подождать пока автобус уедет и только потом по пешеходному переходу переходить дорогу.

Мальчик-водитель:  Поехали! (Дети запевают песню: «Мы едем, едем, едем…)

Мальчик-водитель:

- Внимание! Остановка «Детский сад» Двери открываются.

(Дети выходят из автобуса)

Дети: А мы еще вернемся на добрую дорогу «Автограда»?

 Воспитатель:

Конечно, Будь спокоен и уверен:

Тот в беду не попадет,

Кто законы соблюдает,

Каждый день их повторяет!

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, мне понравилось с вами играть. Да я думаю и вам эти игры помогли вспомнить закон дороги, который называется ….

Дети: Правила дорожного движения!

Воспитатель:

 -Я благодарю всех детей и гостей за участие. И пусть наши дети будут живы, здоровы и счастливы!