непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие в Автоград»
с участием инспектора ГИБДД
(старший возраст)
Воспитатель
Абакшина Ольга Николаевна
ЦЕЛЬ: Формирование у детей старшего дошкольного возраста практических навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
- закрепить с детьми Правила дорожной безопасности;
- продолжать учить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге;
- формировать самостоятельность и ответственность в действиях ребенка на дороге;
- упражнять детей в умении ориентироваться относительно элементов дороги, транспортных средств;
- расширить знания детей о специальном транспорте;
- совершенствовать игровые умения детей;
- развивать внимательность, наблюдательность, память;
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения;
- воспитывать культуру поведения на дороге и в общественном транспорте.
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Музыка»
Интеграция видов детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская.
Методические приемы:
- проблемно-игровая ситуация «Перекресток»;
- игровой прием «Минутка безопасности»;
- настольная игра «Правила дорожного движения»;
- решение дорожных ситуаций;
- беседа о видах транспорта;
- загадывание загадок о специальном транспорте;
- встреча- беседа с интересными людьми;
- сюжетно-ролевая игра «Пассажиры автобуса»;
- использование наглядных пособий (дорожные знаки), атрибутики;
- использование информационных технологий;
- музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
- рассматривание сюжетных картинок;
- игры на макете дороги с перекрестком;
- рассматривание тематических альбомов «Виды транспорта», «Дорожные знаки»;
- дидактические игры: «Угадай, какой знак», «Что показывает регулировщик», «Виды транспорта», «Найди и назови»;
- компьютерные игры «Проложи маршрут»;
- проведение цикла целевых прогулок «Пешеходный переход», «Перекресток», «Светофор»;
- чтение художественной литературы по ПДД;
- сюжетно-ролевые игры «Дорожное движение»;
- решение логических задач по дорожной ситуации.
Оборудование: кепки и галстуки для детей, атрибуты к макету «Перекресток»; дорожные знаки, жезл регулировщика; ноутбуки с игрой «Правила дорожного движения» - 5 шт.; мультимедийный проектор, экран; спецавтомобили: пожарный, скорая помощь, милиции; атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Пассажиры автобуса»; шары цветные; музыкальное сопровождение «Берегись автомобиля», «Веселые путешественники», «Звуки и шумы дороги».
Оформление помещения: зал украшен шарами красного, желтого и зеленого цвета; яркие вывески: АВТОГРАД, кафе «Дорожное», яркие дома из конструктора «ЛЕГО», супермаркет, автомастерская, автозаправочная станция, модель автобуса.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети в специальных кепочках и галстуках красного, желтого и зеленого цвета входят в зал (звучит музыка из кинофильма «Берегись автомобиля!»).
Воспитатель:
- Добрый день, ребята и уважаемые взрослые!
Сегодня у нас в детском саду гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свое хорошее настроение и улыбки.
I. Вступительная беседа.
Воспитатель:
- Ребята, мы живем в красивом городе с зелеными улицами и микрорайонами. По дорогам движутся разные автомобили. Они мчатся на большой скорости. Закройте глаза и прислушайтесь к звукам дороги. (Звучит шум и звуки дороги)
Закон дороги, который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, когда пешеход идет через дорогу, как ему вздумается, не соблюдая правил. Ведь дорога таит в себе много опасностей.
Правила дорожные эти
Нужно знать не понаслышке
И учить их не слегка,
А всерьез - наверняка!
Ведь только постоянное соблюдение правил позволяет нам быть уверенным на дороге. И тогда любая дорога станет для вас – Доброй Дорогой Детства!
Сейчас я приглашаю вас на добрую дорогу в наш «Автоград»!
II . Проблемная игровая ситуация«Перекресток» (в зале макет перекрестка со светофорами и пешеходными дорожками)
Воспитатель:
- Ребята, обратите внимание на этот участок дороги.
- Как называется место пересечения дорог?
Дети:
- Место пересечения дорог называется – перекрестком.
Воспитатель:
- А какие бывают перекрестки?
Дети:
- Перекрестки бывают регулируемые со светофором или регулировщиком, и нерегулируемые.
Воспитатель:
- Вот и первая проблемная игровая ситуация «Перекресток».
Ребята, посмотрите на внешние атрибуты, выберите себе роль.
Ваша задача: выбрать безопасный маршрут движения и в соответствии с выбранной ролью отправиться в пункт назначения.
(Дошкольники распределяют роли, надевают спец. форму и играют, соблюдая правила дорожного движения: магазин, автомастерская, автозаправка, водители грузовых и легковых автомобилей)
Воспитатель:
- Стоп! Проведем «Минутку безопасности»:
- Вот ты, Ангелина, чтобы добраться до магазина, где переходила дорогу?
Дети:
- Я переходила дорогу по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора.
Воспитатель:
- А где еще можно перейти дорогу?
Дети:
- Дорогу можно перейти еще по подземному и надземному переходу.
Воспитатель:
- А как вы считаете, какой переход более безопасный?
Дети:
- Я считаю, что подземный и надземный переход более безопасный, потому что там автомобилей нет.
Воспитатель:
- А ты, Женя, на что обращаешь внимание, двигаясь по проезжей части на автомобиле?
Дети:
- Когда я еду на автомобиле, то обращаю внимание на сигналы светофора и дорожные знаки.
Воспитатель:
- А вот ты, Денис, знаешь на какой сигнал светофора, что должен делать пешеход?
Дети:
- Когда горит на светофоре красный сигнал с человечком то движение запрещено, а зеленый человечек – движение разрешено.
Воспитатель:
- Ребята, переходить дорогу на перекрестке нужно особенно осторожно. А почему?
Дети:
- Переходить дорогу на перекрестке нужно особенно осторожно потому, что здесь автомобили поворачивают с одной дороги на другую.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы правильно переходили дорогу, интересно обыграли свои роли.
Но на дороге может быть много различных ситуаций и надо всегда принять правильное решение.
III. Игра «Правила дорожного движения»
Воспитатель:
- И вот сейчас я предлагаю поиграть в игру «Правила дорожного движения»
Перед вами на экране ноутбука картинки с изображением микрорайона, где проживают ваши герои. Каждому из них необходимо отправиться в разные места микрорайона. И вы должны для них выбрать самый безопасный маршрут, не нарушая правил дорожного движения.
Ребята за 1 и 3 столом обдумывают маршрут движения мамы с коляской от дома до детского сада.
Дети:
- Я выхожу из дома, иду по тротуару до овощного магазина, подхожу к пешеходному переходу, сначала смотрю налево, потом направо и, оценив обстановку, перехожу по пешеходному переходу, дальше иду по тротуару до детского сада.
Воспитатель:
- За 2 и 4 столом - мальчик отправляется из своего дома в школу.
Дети:
- Я выхожу из дома, иду по тротуару до овощного магазина, подхожу к пешеходному переходу, сначала смотрю налево, потом направо и, оценив обстановку, перехожу дорогу по пешеходному переходу, и дальше иду по тротуару до детского сада, затем перехожу дорогу по пешеходному переходу только на зеленый сигнал светофора и иду по тротуару до школы.
Воспитатель:
- За 5 столом вы решили покататься на велосипедах.
Дети:
- Я выхожу из дома и катаюсь на велосипеде только во дворе, на дорогу не выезжаю.
Воспитатель:
- Здорово, ребята, я очень рада, что каждый вас принял правильное решение.
IV. Дидактическая игра «Ожившие знаки»
Воспитатель:
- Ребята, а я знаю лучших друзей водителей и пешеходов – это дорожные знаки. Они помогают нам ориентироваться на дороге.
И сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Ожившие знаки».
- Каждый из вас берет любой дорожный знак, образовываем круг и выбираем водящего (считалка). У водящего в руках жезл, он вращается по кругу, остановившись, указывает на ребенка, который показывает знак и отвечает: какой это знак, что обозначает?
Дети:
- Это предписывающий знак – Пешеходная дорожка – здесь пешеходам ходить можно и нужно. Это знак особых предписаний – Пешеходный переход. Запрещающий знак – Движение пешеходов запрещено и т.д.
Воспитатель:
- Теперь я за вас спокойна. Вы знаете дорожные знаки и научите своих сестер, братьев, а может и родителей.
V. Игровая ситуация «Дорожное кафе»
Воспитатель:
- По нашим дорогам движется много различных автомобилей, они спешат доставить людей на работу, завезти продукты в магазин.
- Какие виды наземного транспорта вы знаете?
Дети:
- Грузовой, легковой, пассажирский и специальный.
Воспитатель:
- А какие автомобили относятся к специальному транспорту?
Дети:
- К специальному транспорту относится пожарный автомобиль, автомобиль скорой помощи, милиции, МЧС.
Воспитатель:
- А по каким признакам можно отличить эти автомобили от обычных?
Дети:
- На крыше спецавтомобилей есть мигающий фонарь (проблесковые маячки), и когда они едут, то подают специальные звуковые сигналы.
Воспитатель:
Если вдруг беда случится,
К нам специальный транспорт мчится!
- Ребята управляют такими автомобилями опытные водители. От их мастерства зависит спасение жизни людей, сохранение имущества.
И сегодня, в нашем дорожном кафе у нас встреча с интересными людьми. Давайте с ними познакомимся: … (воспитатель представляет гостей)
1.Водитель «скорой помощи»:
- Ребята, послушайте стихотворение и скажите водителем какого автомобиля я являюсь?
Мимо автомобиль с красным крестом
На помощь больному помчался бегом.
У этого автомобиля особенный цвет,
Как будто халат белоснежный надет.
Дети: Вы являетесь водителем «скорой помощи».
Водитель:
- Правильно! Посмотрите на экран мультимедийного проектора – вот так выглядит мой автомобиль.
Случается, что на дороге или на производстве произошла авария, пострадали люди; или человеку стало плохо на улице, дома, на работе. В таких случаях вы вызываете «скорую помощь» - звоните по номеру «03». И я, как водитель, мгновенно должен оценить обстановку, быстро доставить врача к пациенту, а затем если нужно, то доставить больного в больницу. И мне очень хочется, чтобы все водители и пешеходы помогали нам, пропускали «скорую помощь»!
2.Водитель пожарного автомобиля
- А сейчас постарайтесь ответить, водителем, какого автомобиля являюсь я:
На автомобиле ярко-красном
Мчимся мы вперед.
Труд тяжелый и опасный
Нас, пожарных, ждет!
Дети: Вы являетесь водителем пожарного автомобиля.
Водитель: - Молодцы! Посмотрите на экран мультимедийного проектора – вот так выглядит мой автомобиль.
Профессия водителя пожарного автомобиля нужная, но при этом трудная и ответственная. Я везу бригаду пожарных к месту возгорания.
Чтобы затушить бушующее пламя, мы заливаем водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами». Еще пожар можно тушить специальной пеной. С помощью высокой складной лестницы мы пробираемся в горящие здания, спасаем людей. А еще я должен хорошо знать схему проезда в нашем городе, чтобы быстро добраться до места пожара. Пожарный автомобиль, спеша на помощь к людям, может проехать на любой сигнал светофора. А вы ребята должны переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора.
3. Водитель автомобиля ДПС, инспектор ГИБДД:
- А я водитель, какого автомобиля?
А вот и автомобиль белого цвета с синей полосой.
Я в милиции служу! Я с милицией дружу!
Водитель:
- Я водитель автомобиля ДПС, инспектор ГИБДД. Посмотрите на экран мультимедийного проектора – вот так выглядит мой автомобиль.
Я слежу за соблюдением правил дорожного движения, как водителями, так и пешеходами.
Но в течение дня водители проезжают большие расстояния, им приходится следить за дорожными знаками, разметкой на дороге, поэтому они устают, внимание к концу дня ослабевает. От пешеходов требуется совсем немного, лишь точно выполнять Правила дорожного движения. Этим вы окажите водителям большую помощь в их напряженной работе, а себя убережете от опасности.
Воспитатель:
- Мы благодарим всех гостей нашего дорожного кафе…
Дети:
- И хотим пожелать, чтобы вы всегда быстро приезжали к людям и успевали оказать помощь, а они вам за это сказали «спасибо»!
И дарим вам наши рисунки.
VI. Сюжетно -ролевая игра «Пассажиры автобуса».
Воспитатель:
- Ребята, а в нашем «Автограде» есть еще и пассажирский транспорт.
- Назовите, что относится к пассажирскому транспорту?
Дети:
- К пассажирскому транспорту относятся: автобусы, трамваи, троллейбусы, маршрутное такси.
Воспитатель:
- А вот и автобус. Я предлагаю отправиться на автобусе в детский сад.
Мальчик: Я буду водителем автобуса, а вы пассажиры.
(Пассажиры стоят на остановке)
Мальчик- водитель: Двери открываются, проходите, пожалуйста. Осторожно двери закрываются!
Дети: Мы готовы отправляться в путь!
Воспитатель:
- Стоп! Проведем «Минутку безопасности»:
- А вы знаете правила поведения в автобусе?
Дети:
- Уступать в транспорте место старшим.
- Не разговаривать и не отвлекать водителя.
- Нельзя грызть семечки и сорить.
- Входить и выходить из автобуса спокойно, не толкаясь.
- Лучше сидеть в автобусе, но если нет места, то в проходе держаться за поручни.
- Нельзя становится ногами на сиденье.
- Нельзя высовывать руку из окна.
Воспитатель:
- А где нужно ожидать автобус?
Дети:
- На специально отведенных местах, остановках.
Воспитатель:
- С какой стороны нужно обходить автобус?
Дети:
- Нужно подождать пока автобус уедет и только потом по пешеходному переходу переходить дорогу.
Мальчик-водитель: Поехали! (Дети запевают песню: «Мы едем, едем, едем…)
Мальчик-водитель:
- Внимание! Остановка «Детский сад» Двери открываются.
(Дети выходят из автобуса)
Дети: А мы еще вернемся на добрую дорогу «Автограда»?
Воспитатель:
Конечно, Будь спокоен и уверен:
Тот в беду не попадет,
Кто законы соблюдает,
Каждый день их повторяет!
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, мне понравилось с вами играть. Да я думаю и вам эти игры помогли вспомнить закон дороги, который называется ….
Дети: Правила дорожного движения!
Воспитатель:
-Я благодарю всех детей и гостей за участие. И пусть наши дети будут живы, здоровы и счастливы!