Мастер-класс на тему «Формирование у дошкольников устойчивых навыков

безопасного поведения на дороге посредством

использования информационных технологий»

Воспитатель

Ковалева Оксана Семеновна

Цель:

передача педагогом-мастером концептуальной и практической сторон собственной системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

-  популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

- повышение эффективности образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма путём использования вариативных форм и методов работы;

- формирование осознанной потребности педагогов в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной реализации и развития творческих способностей в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование:

- мультимедийная установка (проектор, экран);

- мультимедийная презентация «Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством информационных технологий»;

- предметные картинки «Специальный транспорт» к дидактической игре «Узнай звук»;

- цветные карточки для проведения рефлексии.

Сценарий мастер - класса

    В России ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы. В Белгородской области каждое десятое дорожно-транспортное происшествие совершается с участием детей. 

    Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

    Результаты начальной диагностики по правилам дорожного движения, проведенной по вопросам, разработанным Т.И. Даниловой, показали, что дошкольники имеют достаточные знания, но применять их на практике затрудняются.

     При работе над данной проблемой, я обнаружила противоречия:

- между высоким ростом автомобилизации и сокращением игрового пространства для детей;

- между психолого-физиологическими особенностями детей и неадаптированностью правил дорожного движения к детскому восприятию;

- между необходимостью повышения эффективности работы по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге и отсутствием действенного механизма для ее реализации.

     Цель моей работы по этой проблеме -  формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.

    Для достижения цели были определены задачи:

- Создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;

-  Развитие у детей умений ориентироваться в различной дорожной обстановке;

-  Формирование у дошкольников привычки правильно вести себя на дороге.

    Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

    Новизна моего опыта состоит в разработке системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

    В основу моего опыта работы легли следующие принципы:

     Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, видеть в ребенке полноценного партнера.

   Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний  о правилах дорожного движения.

      Принцип интеграции, реализуемый в совместной деятельности педагога с ребенком, во взаимодействии с семьей.

     Принцип этапности, то есть построение работы от простого к сложному.

 Принцип доступности, подразумевающий подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.

 Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему образовательной деятельности с различными формами работы, объединенных общей целью.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.

    В своей практике я активно использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

    Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Например, для детей 4-5 лет подготовлены такие презентации, как:

• Участники дорожного движения;

• Дорога и ее главные части.

Для дошкольников 5-6 лет:

• Виды транспортных средств;

• Светофор, история его развития.

Для воспитанников 6-7 лет:

• Виды дорожных знаков и их назначение;

• Причины дорожно-транспортных происшествий.

В качестве примера предлагаю несколько слайдов из презентации «Специальные автомобили», которую я использую в старшей группе для закрепления темы «Транспорт». В этой презентации сказочные герои предлагают детям разнообразные загадки, например Винни-Пух спрашивает: «Полыхает дом. Кошмар! Укротит она пожар» и ту же демонстрируют картинки с отгадками, проверяя тем самым ответы ребят.

    Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.

    Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы WindowsMedia демонстрирую детям обучающие мультфильмы:

-  Например, в средней группе - «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;

-  В старшей группе - «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».

- В подготовительной группе - «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;

             Предлагаю Вашему вниманию видеофрагмент мультфильма из серии

«Про Бабу Ягу и Правила дорожного движения».

 В ходе просмотра видеофрагмента мультфильма «Что такое Светофор?» из серии «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения» у детей закрепляются представления о светофоре.

    Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

   Для обобщения знаний дошкольников правил дорожного движения я,  начиная со старшей группы, применяю разнообразные дидактические игры,  используя программу MicrosoftWord.

   Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках.

Например, в игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд.

В игре «Найди отличия» дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.

   Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе уже  с детьми среднего дошкольного возраста  использую проигрыватель WindowsMedia для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Дети слушают стихотворения современных авторов, песни из музыкального сборника «Уроки о дороге», «Велосипед», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается», Светофор», «Переход дороги», «Остановка», «Дорожный знак», «Огоньки машины», «Санки» и другие.

Ребята с удовольствием читают стихотворения сверстникам и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения. В качестве примера можно прослушать песню «Велосипед».

    При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе я применяю информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение. В качестве примера предлагаю ребус, в котором необходимо ответ составить из двух слов, предварительно убрав последнюю букву в первом слове. (Приложение 1)

 Дошкольники очень любят разгадывать и кроссворды! Они способствуют развитию познавательной активности, памяти детей, обогащают словарный запас по правилам дорожного движения.

В программе  MicrosoftExcel я составляю самые разнообразные кроссворды.

Предлагаю Вашему вниманию кроссворд, разгадав который, дети могут прочесть ключевое слово. (Приложение 2)

 Для организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста я использую программу Paint, в которой дети могут почувствовать себя настоящими художниками. Я загружаю в эту программу раскраски по правилам дорожного движения из Интернет - ресурсов и даю своим воспитанникам возможность для творческой деятельности.

Дети выполняют такие задания, как:

- Раскрасить дорожные знаки;

- Раскрасить пешеходный переход;

- Раскрасить сигналы светофора и другие.

При этом, владея мышкой, дошкольники развивают координацию движения руки, мелкую моторику рук.

  В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста.  Вместе с родителями я осуществляю поиск и отбор игр, в которые дети могут играть как в группе, так и на домашних компьютерах под присмотром взрослых. Компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

    Самые любимые компьютерные игры дошкольников:

- «Правила дорожного движения для детей».

- «Нескучные уроки».

- «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.

    Мною сформирован электронный банк дидактического материала по правилам дорожного движения.

    Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:

-  Родительские встречи «Правила дорожные знать каждому положено»;

- Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;

- Разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор».

- Проведение мастер-класса «Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании устойчивых навыков безопасного поведения на дороге».

    Я считаю, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

- Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

- Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические требования.

Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.

      Результаты промежуточной диагностики позволяют сделать вывод об итогах работы:

·       Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.

·       Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

·       Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

Имитационная игра

    Уважаемые коллеги! А сейчас мы вместе с Вами проведем несколько игр с применением компьютерных технологий. Я предлагаю Вашему вниманию игру «Угадай звук».

    Для Вас приготовлены карточки с изображением специальных автомобилей. С помощью   проигрывателя WindowsMedia вы услышите сигналы. Ваша задача — определить вид транспорта, который издает этот звук, и показать соответствующую карточку. Объясните свой выбор.

    Для закрепления знаний дорожных знаков предлагаю Вам игру «Назови лишний знак». Вам необходимо из предложенных на экране знаков назвать в каждом ряду «лишний» и доказать правильность своего выбора.

    С целью формирования целостной картины о навыках безопасного поведения на улице и в транспорте предлагаю Вам рассмотреть проблемные ситуации  в компьютерной игре «Найди опасность», определить, кто нарушает правила дорожного движения, и аргументировать свой ответ. Правильность Вашего ответа оценит компьютерный герой.

Моделирование

    Рассмотрите, пожалуйста, картинки с изображением регулировщика и подумайте, в каких видах деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий Вы можете их применить.

     Надеюсь, что использование различных средств информационно-коммуникационных технологий помогут Вам активизировать Ваших воспитанников при изучении правил дорожного движения.

Рефлексия

    У Вас на столах имеются геометрические фигуры.

Если мои формы работы с использованием информационных технологий Вам интересны и понятны, поднимите синий круг. Если Вам не интересно и не понятно — поднимите красный круг. С помощью диаграммы мы сможем увидеть Ваше отношение к моей работе.

(Заполняется диаграмма)

    Спасибо за внимание!

 

Приложение 1

Приложение 2


Кроссворд № 5

1. "Зебра" на дороге.
2. Возвышенное над проезжей частью место, где ходят пешеходы.
3. Здесь ждут автобус.
4. Что такое кювет?
5. Что обозначает желтый сигнал светофора?
6. Он управляет автомобилем.

7. За городом для нас есть пешеходная ...?