Рассмотрена 
Утверждена
на заседании
приказом заведующего
педагогического совета
МБДОУ детский сад №45 «Росинка»
МБДОУ детский сад №45 «Росинка»
от «29» августа 2011г.    73
Протокол  от  «29» августа 2011г.  № 1


Дополнительная образовательная программа

« ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»

 для дошкольников 5-7 лет

срок реализации программы – 2 года

Автор-составитель программы:
Л.Н.Мальченко,
воспитатель

Пояснительная записка.

                   Программа «Юный пешеход» (далее «Программа») посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, имеет социально-педагогическую направленность.

  Актуальность Программы связана  с тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.  К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов  и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность.

         Новизна программы заключается в объединении традиционных методов обучения с  ИКТ при обучении детей правилам  дорожного движения.

         Целесообразность проведения данной работы объясняется фактом участия детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных происшествиях и особенностями дошкольного возраста, в котором формируются устойчивые поведенческие навыки и привычки. Важно в дошкольном возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте, следует с самого раннего детства.

Цель Программы: формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города через организационные виды деятельности.

         Задачи:

         - формировать  у детей  умение своевременно реагировать на проблемные ситуации на дороге;

         - прививать устойчивые навыки безопасного поведения на дороге в любой дорожной ситуации;

         - воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, культуру поведения на дороге.

         Условия реализации Программы.

         Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность, организованную в форме кружковой работы.

         Программа рассчитана на 2 возрастные группы: 5-6 лет, 6-7 лет, направлена на активизацию знаний дошкольников правил дорожного движения, формирования навыков безопасного поведения на дороге.

         Срок реализации программы – 2 года. В программе заложен годовой цикл мероприятий – по 36 для каждой возрастной группы, которые  проводятся 1 раз в неделю по продолжительности, соответствующей пункту 12.13 СанПиН (2.4.1. 2660-10): для детей 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут.

 

№ п/п

Возраст

Количество мероприятий в неделю

Количество мероприятий в год

Количество теоретических мероприятий

Количество практических мероприятий

Длительность одного мероприятия

Общее количество часов за год

1

Старшая группа

4

36

11

25

25 мин.

15 часов

2

Подготовительная группа

4

36

11

25

30 мин.

18 часов

 

           Принципы программы.

    Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

     Принцип взаимодействия  «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

   Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

     Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

     Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

     Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.               Методы  работы с дошкольниками:

·        наглядный метод;
·        словесный метод;
·        практический метод.  

         Формы работы с дошкольниками:

·        просмотр презентаций;

·        целевые прогулки;

·        чтение художественной литературы;

·        загадывание загадок;

·        составление рассказов по мнемотаблицам;

·        компьютерные игры;

·        компьютерное моделирование;

·        компьютерное рисование в программе Paint;

·        конструирование;

·        подвижные игры;

·        игровые обогащающие ситуации (ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки);

·        моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

         В процессе реализации Программы возможно достижение следующих результатов:

– расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;

– сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;

– умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;

– повышение активности  детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Формы подведения итогов реализации Программы:

- акция «За безопасность дорожного движения – все вместе!»;

- выставка творческих работ «Новые дорожные знаки!»;

- муниципальный конкурс «Марафон безопасности».


Учебно-тематический план

 

Старшая группа (5-6 лет)

 

Задачи воспитания

·        Расширять знания о дорожной разметке и элементах дороги, упражнять в умении ориентироваться по сигналам светофора.

·        Формировать культуру поведения пешеходов в условиях дорожного движения.

·        Развивать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения.

·        Воспитывать привычку правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города.


Приложение 1.1

Подготовительная группа (6-7 лет)

 

Задачи воспитания

·        Расширять знания о профессии  «инспектор ГИБДД, регулировщик».

·        Углублять представления детей о правилах дорожного движения, полученных ранее.

·        Систематизировать знания о назначении дорожных знаков, их начертании и классификации.

·        Стимулировать умение применять правила в различных жизненных си­туациях.

 

Приложение 1.2

 

Уровень подготовки знаний воспитанников по ПДД в ДОУ можно определить воспользовавшись разработками психолога А. И. Замалеевой. 

Графическая запись знаний детьми
Правил дорожного движения.
Фамилия, имя ребёнка: ______________________
Дата рождения: ______________________________
Дата обследования: ___________________________

Вопросы     

Уровень

 

1

2

3

Какой вид транспорта ты знаешь?

 

 

 

Для чего нужен пассажирский транспорт?

 

 

 

Где его ожидают люди?

 

 

 

Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?

 

 

 

Расскажи правила поведения в автобусе.

 

 

 

Что такое перекрёсток?

 

 

 

Кто контролирует движение?

 

 

 

Что такое "зебра"?

 

 

 

Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД.

 

 

 

На какие две части делится дорога?

 

 

 

Расскажи правила перехода улицы.

 

 

 

Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

 

 

 

Где разрешается ездить на велосипеде?

 

 

 

Покажи дорожный знак "Осторожно, дети".

 

 

 

Покажи дорожный знак "Пешеходный переход".

 

 

 

Покажи дорожный знак "Пешеходная дорожка".

 

 

 

Покажи дорожный знак "Велосипедное движение".

 

 

 

Характеристика уровней

 

 

 

Низкий уровень (I) (Зелёный цвет) – Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы.

Средней уровень (II) (синий цвет) – проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.

Высокий уровень (III) (красный цвет) – Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.

 

Используемая литература

1.     Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.

2.     Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.

3.     Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.: Детство-пресс 2008.

4.     Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.: Детство-пресс, 2009.

5.     Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.

6.     Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

7.     Старцева О.Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

8.     Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М.: Скрипторий  2008.