Рассмотрена
|
Утверждена
|
на заседании
|
приказом заведующего
|
педагогического совета
|
МБДОУ детский сад №45 «Росинка»
|
МБДОУ детский сад №45 «Росинка»
|
от «29» августа 2011г. № 73
|
Протокол от «29»
августа 2011г. № 1
|
|
Дополнительная
образовательная программа
« ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
для дошкольников
5-7 лет
срок реализации программы – 2 года
Автор-составитель программы: Л.Н.Мальченко, воспитатель
Пояснительная записка.
Программа «Юный пешеход»
(далее «Программа») посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей
дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, имеет
социально-педагогическую направленность.
Актуальность
Программы связана с тем, что из года в
год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную
реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные
случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на
маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. К сожалению, зачастую причиной
дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности
движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение
приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью
собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Предоставленные
около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с
реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно
определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не
выработалась способность предвидеть опасность.
Новизна программы заключается в
объединении традиционных методов обучения с
ИКТ при обучении детей правилам
дорожного движения.
Целесообразность проведения данной
работы объясняется фактом участия детей дошкольного возраста в
дорожно-транспортных происшествиях и особенностями дошкольного возраста, в
котором формируются устойчивые поведенческие навыки и привычки. Важно в дошкольном возрасте заложить фундамент жизненных
ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно
останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре
поведения в общественном транспорте, следует с самого раннего детства.
Цель Программы:
формирование у дошкольников
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города через организационные
виды деятельности.
Задачи:
- формировать у детей умение своевременно реагировать на проблемные
ситуации на дороге;
- прививать устойчивые навыки
безопасного поведения на дороге в любой дорожной ситуации;
- воспитывать умение самостоятельно
пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, культуру поведения на
дороге.
Условия
реализации Программы.
Формирование у детей навыков
осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную
деятельность, организованную в форме кружковой работы.
Программа рассчитана на 2 возрастные
группы: 5-6 лет, 6-7 лет, направлена на активизацию знаний дошкольников правил
дорожного движения, формирования навыков безопасного поведения на дороге.
Срок реализации программы – 2 года. В
программе заложен годовой цикл мероприятий – по 36 для каждой возрастной
группы, которые проводятся 1 раз в
неделю по продолжительности, соответствующей пункту 12.13 СанПиН (2.4.1.
2660-10): для детей 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут.
№ п/п
|
Возраст
|
Количество мероприятий в неделю
|
Количество мероприятий в год
|
Количество теоретических мероприятий
|
Количество практических мероприятий
|
Длительность одного мероприятия
|
Общее количество часов за год
|
1
|
Старшая
группа
|
4
|
36
|
11
|
25
|
25 мин.
|
15 часов
|
2
|
Подготовительная
группа
|
4
|
36
|
11
|
25
|
30 мин.
|
18 часов
|
Принципы программы.
•
Принцип
индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных
особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
•
Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст
ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки
безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно
решать многие воспитательные задачи.
• Принцип взаимосвязи
причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного
происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их
в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на
этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию
(искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и
обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
•
Принцип
возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям
суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо
формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды,
показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
•
Принцип
социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе,
где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих
правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
•
Принцип
самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при
осознании детьми правил безопасного поведения. Методы
работы с дошкольниками: ·
наглядный метод; ·
словесный метод; ·
практический
метод.
Формы
работы с дошкольниками:
·
просмотр
презентаций;
·
целевые прогулки;
·
чтение
художественной литературы;
·
загадывание
загадок;
·
составление
рассказов по мнемотаблицам;
·
компьютерные
игры;
·
компьютерное
моделирование;
·
компьютерное
рисование в программе Paint;
·
конструирование;
·
подвижные игры;
·
игровые
обогащающие ситуации (ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки);
·
моделирование
опасных и безопасных дорожных ситуаций.
В процессе реализации Программы
возможно достижение следующих результатов:
– расширение
представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
–
сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного
поведения в дорожно-транспортной среде;
–
умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
–
повышение активности детей к обеспечению
безопасности дорожного движения.
Формы подведения
итогов реализации Программы:
- акция «За безопасность дорожного движения – все
вместе!»;
- выставка творческих работ «Новые дорожные знаки!»;
- муниципальный конкурс «Марафон безопасности».
Учебно-тематический план
Старшая группа (5-6 лет)
Задачи воспитания
·
Расширять знания
о дорожной разметке и элементах дороги, упражнять в умении ориентироваться по
сигналам светофора.
·
Формировать
культуру поведения пешеходов в условиях дорожного движения.
·
Развивать у детей
самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения.
·
Воспитывать
привычку правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города.
Приложение 1.1
Подготовительная группа (6-7 лет)
Задачи воспитания
·
Расширять знания
о профессии «инспектор ГИБДД,
регулировщик».
·
Углублять
представления детей о правилах дорожного движения, полученных ранее.
·
Систематизировать
знания о назначении дорожных знаков, их начертании и классификации.
·
Стимулировать
умение применять правила в различных жизненных ситуациях.
Приложение 1.2
Уровень
подготовки знаний воспитанников по ПДД в ДОУ можно определить воспользовавшись
разработками психолога А. И. Замалеевой.
Графическая
запись знаний детьми
Правил дорожного движения.
Фамилия, имя ребёнка: ______________________
Дата рождения: ______________________________
Дата обследования: ___________________________
Вопросы
|
Уровень
|
|
1
|
2
|
3
|
Какой вид транспорта ты знаешь?
|
|
|
|
Для чего нужен пассажирский транспорт?
|
|
|
|
Где его ожидают люди?
|
|
|
|
Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?
|
|
|
|
Расскажи правила поведения в автобусе.
|
|
|
|
Что такое перекрёсток?
|
|
|
|
Кто контролирует движение?
|
|
|
|
Что такое "зебра"?
|
|
|
|
Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД.
|
|
|
|
На какие две части делится дорога?
|
|
|
|
Расскажи правила перехода улицы.
|
|
|
|
Как узнать, куда поворачивает автомобиль?
|
|
|
|
Где разрешается ездить на велосипеде?
|
|
|
|
Покажи дорожный знак "Осторожно, дети".
|
|
|
|
Покажи дорожный знак "Пешеходный переход".
|
|
|
|
Покажи дорожный знак "Пешеходная дорожка".
|
|
|
|
Покажи дорожный знак "Велосипедное движение".
|
|
|
|
Характеристика уровней
|
|
|
|
Низкий
уровень (I) (Зелёный цвет) – Не проявляет интерес к образовательной
деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ
от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не
сформированы.
Средней
уровень (II) (синий цвет) – проявляет интерес к образовательной деятельности по
ПДД; иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки
сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Высокий
уровень (III) (красный цвет) – Проявляет интерес к образовательной деятельности
на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем
мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки
сформированы.
Используемая
литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б.,
Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.
2. Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука
дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
3. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для
старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.:
Детство-пресс 2008.
4. Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.:
Детство-пресс, 2009.
5. Добрая Дорога Детства. Детское приложение к
всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.
6. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.:
Мозаика-Синтез, 2009.
7. Старцева О.Д. Школа дорожных наук. Программа развития.
- М.: ТЦ Сфера, 2008.
8. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам.
- М.: Скрипторий 2008. |