Рассмотрена
Утверждена
на заседании
приказом заведующего
педагогического совета
МБДОУ детский сад №45 «Росинка»
МБДОУ детский сад №45 «Росинка»
от «29» августа 2011г. № 73
Протокол от «29»
августа 2011г. № 1
« ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
для дошкольников 5-7 лет
срок реализации программы – 2 года
Автор-составитель программы:
Л.Н.Мальченко,
воспитатель
Пояснительная записка.
Программа «Юный пешеход» (далее «Программа») посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность Программы связана с тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность.
Новизна программы заключается в объединении традиционных методов обучения с ИКТ при обучении детей правилам дорожного движения.
Целесообразность проведения данной работы объясняется фактом участия детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных происшествиях и особенностями дошкольного возраста, в котором формируются устойчивые поведенческие навыки и привычки. Важно в дошкольном возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте, следует с самого раннего детства.
Цель Программы: формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города через организационные виды деятельности.
Задачи:
- формировать у детей умение своевременно реагировать на проблемные ситуации на дороге;
- прививать устойчивые навыки безопасного поведения на дороге в любой дорожной ситуации;
- воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, культуру поведения на дороге.
Условия реализации Программы.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность, организованную в форме кружковой работы.
Программа рассчитана на 2 возрастные группы: 5-6 лет, 6-7 лет, направлена на активизацию знаний дошкольников правил дорожного движения, формирования навыков безопасного поведения на дороге.
Срок реализации программы – 2 года. В программе заложен годовой цикл мероприятий – по 36 для каждой возрастной группы, которые проводятся 1 раз в неделю по продолжительности, соответствующей пункту 12.13 СанПиН (2.4.1. 2660-10): для детей 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут.
№ п/п |
Возраст |
Количество мероприятий в неделю |
Количество мероприятий в год |
Количество теоретических мероприятий |
Количество практических мероприятий |
Длительность одного мероприятия |
Общее количество часов за год |
1 |
Старшая группа |
4 |
36 |
11 |
25 |
25 мин. |
15 часов |
2 |
Подготовительная группа |
4 |
36 |
11 |
25 |
30 мин. |
18 часов |
Принципы программы.
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
• Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
• Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
• Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
• Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
• Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Методы работы с дошкольниками:
· наглядный метод;
· словесный метод;
· практический метод.
Формы работы с дошкольниками:
· просмотр презентаций;
· целевые прогулки;
· чтение художественной литературы;
· загадывание загадок;
· составление рассказов по мнемотаблицам;
· компьютерные игры;
· компьютерное моделирование;
· компьютерное рисование в программе Paint;
· конструирование;
· подвижные игры;
· игровые обогащающие ситуации (ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки);
· моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
В процессе реализации Программы возможно достижение следующих результатов:
– расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
– сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
– умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
– повышение активности детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Формы подведения итогов реализации Программы:
- акция «За безопасность дорожного движения – все вместе!»;
- выставка творческих работ «Новые дорожные знаки!»;
- муниципальный конкурс «Марафон безопасности».
Учебно-тематический план
Старшая группа (5-6 лет)
Задачи воспитания
· Расширять знания о дорожной разметке и элементах дороги, упражнять в умении ориентироваться по сигналам светофора.
· Формировать культуру поведения пешеходов в условиях дорожного движения.
· Развивать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения.
· Воспитывать привычку правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Задачи воспитания
· Расширять знания о профессии «инспектор ГИБДД, регулировщик».
· Углублять представления детей о правилах дорожного движения, полученных ранее.
· Систематизировать знания о назначении дорожных знаков, их начертании и классификации.
· Стимулировать умение применять правила в различных жизненных ситуациях.
Уровень подготовки знаний воспитанников по ПДД в ДОУ можно определить воспользовавшись разработками психолога А. И. Замалеевой.
Графическая
запись знаний детьми
Правил дорожного движения.
Фамилия, имя ребёнка: ______________________
Дата рождения: ______________________________
Дата обследования: ___________________________
Вопросы |
Уровень |
||||
|
1 |
2 |
3 |
||
Какой вид транспорта ты знаешь? |
|
|
|
||
Для чего нужен пассажирский транспорт? |
|
|
|
||
Где его ожидают люди? |
|
|
|
||
Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте? |
|
|
|
||
Расскажи правила поведения в автобусе. |
|
|
|
||
Что такое перекрёсток? |
|
|
|
||
Кто контролирует движение? |
|
|
|
||
Что такое "зебра"? |
|
|
|
||
Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД. |
|
|
|
||
На какие две части делится дорога? |
|
|
|
||
Расскажи правила перехода улицы. |
|
|
|
||
Как узнать, куда поворачивает автомобиль? |
|
|
|
||
Где разрешается ездить на велосипеде? |
|
|
|
||
Покажи дорожный знак "Осторожно, дети". |
|
|
|
||
Покажи дорожный знак "Пешеходный переход". |
|
|
|
||
Покажи дорожный знак "Пешеходная дорожка". |
|
|
|
||
Покажи дорожный знак "Велосипедное движение". |
|
|
|
||
Характеристика уровней |
|
|
|
Низкий уровень (I) (Зелёный цвет) – Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы.
Средней уровень (II) (синий цвет) – проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Высокий
уровень (III) (красный цвет) – Проявляет интерес к образовательной деятельности
на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем
мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки
сформированы.
Используемая литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.
2. Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
3. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.: Детство-пресс 2008.
4. Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.: Детство-пресс, 2009.
5. Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.
6. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
7. Старцева О.Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
8. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М.: Скрипторий 2008.